Технологическая карта урока литературного чтения

grankinat 28 Февраль, 2018 Общая Комментарий

Тема урока:  «Народная мудрость сказок»

Цель:  формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;

– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами явля­ются:

1) Познакомить с культурой русского народа на основе сказок.

2) Формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни, народным традициям, обычаям и праздникам.

3) Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.

 

 

УУД

Метапредметные результаты
 
Регулятивные УУД

  • Осмыслять цели изучения темы,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока.
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока. Контролировать выполненные задания. Оценивать результаты собственных учебных действий.
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха  в устной форме. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку».

Познавательные УУД

  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении вывода.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Коммуникативные УУД

  • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться при работе в группе. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
  • Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту».

 

Технологическая карта урока

 

Этап

Цель,

задача этапа

Плани-

руемое

 время

Деятельность и слова  учителя

Планируемая деятельность  и слова учащихся

Запланированный результат этапа

1.Организационный

этап

 

Самоопре-

деление деятельности

 

2мин

-Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Сегодня у нас необычный урок-путешествие. У нас урок - погружение по предметам: литературное чтение, окружающий мир и технология.

 

-Каким бы вы хотели видеть урок?      

 

-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе!»  (Слайд1)

 

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя:

-Мы готовы к интересному, познавательному уроку.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

 

2.Постановка цели и задач урока.

Мотивация

учебной деятельности

 

Формулировка цели и задач урока

 

3 мин

 

-Прочитайте на доске пословицу

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

 

-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните.

 

-Какова цель урока, задачи? Определите тему

урока.

 

 

(Слайд 2) Тема урока «Народная мудрость сказок»

 

 

 

 

Объясняют смысл пословицы.

Сказка Ложь, да в ней - Намек, кто познает - тем Урок.

"Ложью"  называется неполная, поверхностная Правда.

Сказка - это Ложь, но только для Мира Явного  Сказка - это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Урок - то, что необходимо усвоить.

-Мы узнаем, чему учат сказки, какова  их народная мудрость.

-Тема урока: «Народная мудрость сказок»

 

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу

Регулятивные:

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

3. Актуализация знаний

 

Воспроизведе-

ние опорных знаний

5 мин

 

(Слайд 3)   Мы  любим читать сказки. Наше внимание привлёк образ Змея Горыныча. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят». Прочитали мы эти строки и задумались: что же это за такой сказочный персонаж  необыкновенный с тремя головами, семью хвостами?

В каких сказках встречается этот  сказочный герой: злой он или добрый? А какие ещё герои  в сказках творят зло, а какие добро?

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Этот сказочный герой злой.

 -Он делает  в сказках зло, смерть.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Коммуникативные:

 - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.

Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

 

4.Обобщение и систематизация знаний.

Ролевая игра – путешествие

Решение учебных задач. Использование нового материаласовместно с ранее изученным в условиях ролевой игры –путешествия

15 мин

Сейчас у нас будет ролевая игра – путешествие. Рассмотрите Маршрутные листы.

Задание  для  1 и 2  групп:  Проанализировать поступки сказочных персонажей в сказках  «Иван царевич и серый волк», «Никита  Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей  - Разбойник». «Конек Горбунок», «Сивка – Бурка».

 

Задание для 3 группы: Проанализировать поступки сказочного  персонажа в сказке «Домовенок Кузя» Т. Александровой.  

 

 

 

- Каждой группе задано задание. Оно лежит в конверте. Прочитайте задание, распределите роли: кто, что будет выполнять и   выполните.

-Корреспонденты каждой группы представят решение и выводы путешествия по сказкам. Поместят выводы  на общий Маршрутный лист.

Дети  выполняют задания, изучая дополнительную литературу, интернет, словари, энциклопедии, сказки. Распределяются  и выполняют  задания в группах (где есть капитан, магистр, эколог, цветовод, биолог, консультант, корреспондент).  

 

 

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли. Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Личностные:

- выражать положительное отношение к одноклассникам.

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

 

5.Динамическая пауза

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

1 мин

-Проведем динамическую паузу. Учитель включает музыку.

Дети делают физкультминутку

Личностные: Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

6.Применение знаний и умений.

Подведение итогов ролевой игры-путешествия

15 мин

- Заканчивается наше путешествие по сказкам, подведем итоги путешествия и сделаем выводы. Организуем выставку оберегов «Домовенок «Кузя»

 Защита исследования 1 группы: сказочные персонажи «Добра» .

      В  волшебной сказке перед нами  читателями  возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Конек – Горбунок, Сивка – бурка,  Царевна – лягушка. Это положительные добрые герои. Из  Толкового словаря Русского языка Ожегова мы узнали, что такое добро. Это -  нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 

Конек-Горбунок конек  «ростом» только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами», которого нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником в сказке   Ершова «Конек – Горбунок».  (Слайд 4)

 

Сивка-бурка вещая (вещий) каурка 

В русских сказках: конь, дающий советы своему хозяину и обладающий свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место в русской народной сказке «Сивка – бурка».  (Слайд 5) 

Вывод 1 –й  группы:  Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои. Доброта и ее проявление делают жизнь счастливой, солнечной и     настоящей.  

 

 

Защита исследования 2 группы: сказочные персонажи «Зла».  

 В сказках самой популярной среди сказочных персонажей является Баба Яга.   В «Толковом  словаре  живого  великого русского  языка»  Владимира   Даля  сказано,  что «Яга  -  шуба  шерстью  наружу  из  жеребячьих  шкур».  А  слово   «яга»  произошло  от  древнего  русского  слова  «ягать»,  что  означает  «ругаться»,   «кричать».  Получается,  что  Баба  Яга  - это  пожилая  женщина,  которая  носит  шубу  мехом  наружу  и  ругается,  громко  кричит.  И  очень  интересный  материал  об  этом  сказочном  персонаже  мы   нашли  в  энциклопедии  «Мифы  народов  мира»,  где  сказано,  что  «Баба  Яга  -  это  лесная  старуха – волшебница,  живёт  в  лесу,    в  избушке  на  курьих  ножках,  пожирает  людей.  Забор  вокруг  избы -   из  человеческих  костей,  на  заборе – черепа».   У  Бабы  Яги   костяная  нога,  нос  крючком,  горб  на  спине.  Вот  такой  образ  Бабы  Яги  мы  знаем  с  раннего  детства по сказкам в сказке «Иван царевич и серый волк». ( Слайд 6)

 

      Змей Горыныч - представитель злого мира, порождение нечисти. Летучий, огнедышащий дракон, в русском сознании змей – враг крестьянина-труженика и всего доброго мира, поэтому лучшие сыны народа, в частности, богатыри, выступали защитниками от этих грозных чудовищ. Попробуем ответить на вопрос, который нас заинтересовал в самом начале нашего исследования: «Почему в названии этого мифического персонажа используется целых два слова?»  Змей Горыныч – обитатель пещер, уходящих в неизведанные глубины гор, оттого-то, по объяснению наследователей древних сказаний, и звался-величался он Горынычем. 
Под Змеем Горынычем подразумевались, прежде всего, грозные темные тучи, залегающие на небе пути-дороги солнцу красному и лишающие тем весь согреваемый его лучами живой мир главного источника жизни. В сказках он изображается драконом о трех, шести, девяти или двенадцати головах. Основное оружие Змея — огонь в  народной сказке «Никита Кожемяка».

                                    ( Слайд 7) 

       Кощей Бессмертный— как существо демоническое,  змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник(связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Кощея, по-видимому,  противоречит постоянно придаваемый ему эпитет «Бессмертного». (Слайд 8)

     Вывод: Именно эти враждебные  тёмные  силы  сказочного  царства,   именно  эти  образы, сказочные персонажи,  являются  представлением  народа  о  зле  и  коварстве. В  современном  мире  проблема  зла  очень  актуальна.  В  нашей  жизни  не  хватает  доброты  и  бескорыстия.  Этому  есть  множество  примеров:  брошенные  собаки  и  кошки  на  улицах  городов  и  посёлков,  преступления  людей,  убийства, войны.

Защита исследования 3 группы:  (Слайд 9 )

Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Ведь наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний. Итак, давайте окунемся в защитную магию древних славян, как-никак это самая близкая нам магическая традиция.

      Образ домового – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег висит в каждом доме, размещают его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, с чем человек может войти в дом и пропускает в дом только хорошее. Тогда в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся.

     Домовой является покровителем дома (поэтому и относится к «духам места»). Чаще всего он изображался стариком с седой бородой, на добродушном лице которого выделялись яркие глаза. Домовой может быть похож на хозяина дома, даже может носить хозяйскую одежду и перенимать хозяйские привычки. В облике домового есть и необыкновенное: тело его покрыто мягкой шерстью, у него длинные торчащие уши. Домовой может менять свой человеческий облик на звериный, становясь кошкой, зайцем, собакой, медведем, а также может превратиться в ворох сена или мешок с хлебом.

     Живет домовой всегда в доме, обычно под печкой, но он невидим. По мнению наших предков, дом, лишенный домового, ждут несчастья, а потому особое внимание уделялось обряду перевода домового из старого дома в новый  дом при переезде (как правило, «переезжал» хозяин дома в горшке с углями). Не нужно забывать и угощать хозяина. Его любимые блюда – хлеб, борщ и каша. Это угощение обычно оставляли на ночь под печкой, на чердаке, в печной трубе из сказки «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой.

     Превыше всего домовой ценит согласие и мир в семье. Хозяев, которые это правило соблюдают, он привечает и всячески помогает им в хозяйстве.  Это существо несёт в себе активное, жизнеутверждающее, гуманное начало! Не должна оскудеть наша духовная память. А потому,  не будем «Иванами, на помнящими родства», своей истории,  своих национальных истоков.

Вывод: Народная мудрость сказок  « Любовь способна творить чудеса».

 

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.

Личностные:

-знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству)

 

7. Рефлексия.

Подведение итогов урока

4мин

Какой урок извлекаем мы из сказок?

- Как вы думаете, пригодятся ли  вам знания, приобретенные на этом уроке?

-Оцените свою работу на уроке. Поднимите Смайлики.

 

-Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло.

- Думаем, пригодятся. Будем  делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее  от нашей доброты.

 «А, иначе, зачем на земле этой вечной живём?»

Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме,

- понимать на слух ответы обучающихся

Личностные:

- демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
  2. Безрукова В.С.. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
  3. Вьюнова Н.М. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
  4. Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
  5. Осташенко А.А. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
  6. Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
  7. Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
  8. Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
    1. Федеральный государственный образовательный стандарт.- Москва «Просвещение»2011. – 31 с.

 


Support RusEdu
Design by Omar Romero

Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.