Технологическая карта урока литературного чтения
Тема урока: «Народная мудрость сказок»
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
1) Познакомить с культурой русского народа на основе сказок.
2) Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни, народным традициям, обычаям и праздникам.
3) Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
УУД
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Осмыслять цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока.
- Планировать свои действия на отдельных этапах урока. Контролировать выполненные задания. Оценивать результаты собственных учебных действий.
- Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
- Анализировать причины успеха/неуспеха в устной форме. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку».
Познавательные УУД
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении вывода.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
- Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться при работе в группе. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
- Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
- Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
- Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту».
Технологическая карта урока
Этап |
Цель, задача этапа |
Плани- руемое время |
Деятельность и слова учителя |
Планируемая деятельность и слова учащихся |
Запланированный результат этапа |
1.Организационный этап
|
Самоопре- деление деятельности
|
2мин |
-Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Сегодня у нас необычный урок-путешествие. У нас урок - погружение по предметам: литературное чтение, окружающий мир и технология.
-Каким бы вы хотели видеть урок?
-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе!» (Слайд1)
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос учителя: -Мы готовы к интересному, познавательному уроку.
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
|
Формулировка цели и задач урока
|
3 мин
|
-Прочитайте на доске пословицу Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните.
-Какова цель урока, задачи? Определите тему урока.
(Слайд 2) Тема урока «Народная мудрость сказок»
|
Объясняют смысл пословицы. Сказка Ложь, да в ней - Намек, кто познает - тем Урок. "Ложью" называется неполная, поверхностная Правда. Сказка - это Ложь, но только для Мира Явного Сказка - это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Урок - то, что необходимо усвоить. -Мы узнаем, чему учат сказки, какова их народная мудрость. -Тема урока: «Народная мудрость сказок»
|
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
3. Актуализация знаний
|
Воспроизведе- ние опорных знаний |
5 мин |
(Слайд 3) Мы любим читать сказки. Наше внимание привлёк образ Змея Горыныча. «Поднял голову Добрыня и видит, что летит к нему Змей Горыныч, страшный змей о трех головах, о семи хвостах, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, медные когти на лапах блестят». Прочитали мы эти строки и задумались: что же это за такой сказочный персонаж необыкновенный с тремя головами, семью хвостами? В каких сказках встречается этот сказочный герой: злой он или добрый? А какие ещё герои в сказках творят зло, а какие добро? |
-Этот сказочный герой злой. -Он делает в сказках зло, смерть. |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
4.Обобщение и систематизация знаний. Ролевая игра – путешествие |
Решение учебных задач. Использование нового материаласовместно с ранее изученным в условиях ролевой игры –путешествия |
15 мин |
Сейчас у нас будет ролевая игра – путешествие. Рассмотрите Маршрутные листы. Задание для 1 и 2 групп: Проанализировать поступки сказочных персонажей в сказках «Иван царевич и серый волк», «Никита Кожемяка», «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». «Конек Горбунок», «Сивка – Бурка».
Задание для 3 группы: Проанализировать поступки сказочного персонажа в сказке «Домовенок Кузя» Т. Александровой.
|
- Каждой группе задано задание. Оно лежит в конверте. Прочитайте задание, распределите роли: кто, что будет выполнять и выполните. -Корреспонденты каждой группы представят решение и выводы путешествия по сказкам. Поместят выводы на общий Маршрутный лист. Дети выполняют задания, изучая дополнительную литературу, интернет, словари, энциклопедии, сказки. Распределяются и выполняют задания в группах (где есть капитан, магистр, эколог, цветовод, биолог, консультант, корреспондент).
|
Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Личностные: - выражать положительное отношение к одноклассникам. Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
|
5.Динамическая пауза |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм |
1 мин |
-Проведем динамическую паузу. Учитель включает музыку. |
Дети делают физкультминутку |
Личностные: Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища. |
6.Применение знаний и умений. |
Подведение итогов ролевой игры-путешествия |
15 мин |
- Заканчивается наше путешествие по сказкам, подведем итоги путешествия и сделаем выводы. Организуем выставку оберегов «Домовенок «Кузя» |
Защита исследования 1 группы: сказочные персонажи «Добра» . В волшебной сказке перед нами читателями возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои. Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Конек – Горбунок, Сивка – бурка, Царевна – лягушка. Это положительные добрые герои. Из Толкового словаря Русского языка Ожегова мы узнали, что такое добро. Это - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Конек-Горбунок – конек «ростом» только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами», которого нельзя отдавать никому ни за какие сокровища, потому что он будет Ивану лучшим товарищем, помощником и защитником в сказке Ершова «Конек – Горбунок». (Слайд 4)
Сивка-бурка вещая (вещий) каурка В русских сказках: конь, дающий советы своему хозяину и обладающий свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место в русской народной сказке «Сивка – бурка». (Слайд 5) Вывод 1 –й группы: Мужские образы в сказках всегда наделены прежде всего внешней красотой, наблюдательностью, смекалкой, храбростью, добротой и отзывчивостью. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, про них говорят «что ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои. Доброта и ее проявление делают жизнь счастливой, солнечной и настоящей.
Защита исследования 2 группы: сказочные персонажи «Зла». В сказках самой популярной среди сказочных персонажей является Баба Яга. В «Толковом словаре живого великого русского языка» Владимира Даля сказано, что «Яга - шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур». А слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться», «кричать». Получается, что Баба Яга - это пожилая женщина, которая носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит. И очень интересный материал об этом сказочном персонаже мы нашли в энциклопедии «Мифы народов мира», где сказано, что «Баба Яга - это лесная старуха – волшебница, живёт в лесу, в избушке на курьих ножках, пожирает людей. Забор вокруг избы - из человеческих костей, на заборе – черепа». У Бабы Яги костяная нога, нос крючком, горб на спине. Вот такой образ Бабы Яги мы знаем с раннего детства по сказкам в сказке «Иван царевич и серый волк». ( Слайд 6)
Змей Горыныч - представитель злого мира, порождение нечисти. Летучий, огнедышащий дракон, в русском сознании змей – враг крестьянина-труженика и всего доброго мира, поэтому лучшие сыны народа, в частности, богатыри, выступали защитниками от этих грозных чудовищ. Попробуем ответить на вопрос, который нас заинтересовал в самом начале нашего исследования: «Почему в названии этого мифического персонажа используется целых два слова?» Змей Горыныч – обитатель пещер, уходящих в неизведанные глубины гор, оттого-то, по объяснению наследователей древних сказаний, и звался-величался он Горынычем. ( Слайд 7) Кощей Бессмертный— как существо демоническое, змей в народных русских преданиях выступает под этим именем. Значение того и другого совершенно тождественно: Кощей играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится змей, а в другом — Кощей. Слово «кошь» связано также со словом «кошт» (кость). Многие герои сказок превращаются на какое-то время в камень, дерево, лед и другие состояния — окостеневают. Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощенствовать). Как-то связаны с этим понятием «вязень» — «узень». Узник(связанный) — враг, попавший в плен. Именно в таком значении слово «кощей» употребляется в «Слове о полку Игореве» и во многих русских сказках. Преданиям о смерти, постигающей Кощея, по-видимому, противоречит постоянно придаваемый ему эпитет «Бессмертного». (Слайд 8) Вывод: Именно эти враждебные тёмные силы сказочного царства, именно эти образы, сказочные персонажи, являются представлением народа о зле и коварстве. В современном мире проблема зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. Этому есть множество примеров: брошенные собаки и кошки на улицах городов и посёлков, преступления людей, убийства, войны. Защита исследования 3 группы: (Слайд 9 ) Возрождая древние традиции, мы приобщаемся к незаслуженно забытым знаниям, становимся частью рода, вспоминаем свои корни — кто мы и откуда. Ведь наша сила — это сила рода, сила предшествующих поколений, сила накопленных нашими предками знаний. Итак, давайте окунемся в защитную магию древних славян, как-никак это самая близкая нам магическая традиция. Образ домового – это образ посредника между нашим земным миром и небом, в котором есть покой и истинное счастье, к которому мы все стремимся. Такой оберег висит в каждом доме, размещают его обычно под потолком в прихожей, чтобы каждый входящий прошел под ним. Оберег забирает все отрицательное, с чем человек может войти в дом и пропускает в дом только хорошее. Тогда в доме нет предрасположенности к скандалам, и все добрее друг к другу относятся. Домовой является покровителем дома (поэтому и относится к «духам места»). Чаще всего он изображался стариком с седой бородой, на добродушном лице которого выделялись яркие глаза. Домовой может быть похож на хозяина дома, даже может носить хозяйскую одежду и перенимать хозяйские привычки. В облике домового есть и необыкновенное: тело его покрыто мягкой шерстью, у него длинные торчащие уши. Домовой может менять свой человеческий облик на звериный, становясь кошкой, зайцем, собакой, медведем, а также может превратиться в ворох сена или мешок с хлебом. Живет домовой всегда в доме, обычно под печкой, но он невидим. По мнению наших предков, дом, лишенный домового, ждут несчастья, а потому особое внимание уделялось обряду перевода домового из старого дома в новый дом при переезде (как правило, «переезжал» хозяин дома в горшке с углями). Не нужно забывать и угощать хозяина. Его любимые блюда – хлеб, борщ и каша. Это угощение обычно оставляли на ночь под печкой, на чердаке, в печной трубе из сказки «Домовенок Кузя» Татьяны Александровой. Превыше всего домовой ценит согласие и мир в семье. Хозяев, которые это правило соблюдают, он привечает и всячески помогает им в хозяйстве. Это существо несёт в себе активное, жизнеутверждающее, гуманное начало! Не должна оскудеть наша духовная память. А потому, не будем «Иванами, на помнящими родства», своей истории, своих национальных истоков. Вывод: Народная мудрость сказок « Любовь способна творить чудеса».
|
Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Коммуникативные: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: - оценивать результаты своей работы. Личностные: -знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству)
|
7. Рефлексия. |
Подведение итогов урока |
4мин |
Какой урок извлекаем мы из сказок? - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке? -Оцените свою работу на уроке. Поднимите Смайлики.
|
-Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло. - Думаем, пригодятся. Будем делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты. «А, иначе, зачем на земле этой вечной живём?» |
Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, - понимать на слух ответы обучающихся Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки. |
Список литературы
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе. Начальная школа. – 1991.
- Безрукова В.С.. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996.
- Вьюнова Н.М. Опыт интегрированного обучения в начальных классах. Начальная школа. - 1989. - №9.
- Кукушкин В. С. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. - 2003.
- Осташенко А.А. Интеграция школьного обучения. Начальная школа. 1990. № 9.
- Потапова Е. Н. Интегрированные уроки в начальной школе или как создать у младших школьников целостную картину мира. М.: Новая школа. – 2002.
- Сердюкова Н.С.Интеграция учебных занятий в начальной школе. Начальная школа. 1994. № 11.
- Светловская Н. Об интеграции как методическом явлении её возможностях в начальном обучении. Начальная школа. - 1990. -№5.
- Федеральный государственный образовательный стандарт.- Москва «Просвещение»2011. – 31 с.