Тема урока: Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
Цель: формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
1)Познакомить с культурой русского народа на основе сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».
2) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни, народным традициям, обычаям и праздникам;
3) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
УУД
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Осмыслять цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока.
- Планировать свои действия на отдельных этапах урока. Контролировать выполненные задания. Оценивать результаты собственных учебных действий.
- Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
- Анализировать причины успеха/неуспеха в устной форме. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку».
Познавательные УУД
- Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений.
- Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
- Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении вывода.
- Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
- Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться при работе в группе. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
- Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
- Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
- Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту».
Технологическая карта урока
Этап |
Цель, задача этапа |
Плани- руемое время |
Деятельность и слова учителя |
Планируемая деятельность и слова учащихся |
Запланированный результат этапа |
1.Организационный этап
|
Самоопре- деление деятельности
|
2мин |
-Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Сегодня у нас необычный урок-обобщение. У нас урок - погружение по предметам: литературное чтение и окружающий мир.
-Каким бы вы хотели видеть урок?
-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе!»
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Отвечают на вопрос учителя: -Мы готовы к интересному, познавательному уроку.
|
Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.
|
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
|
Формулировка цели и задач урока
|
3 мин
|
-Прочитайте на доске пословицу Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы? Объясните.
-Какова цель урока, задачи? Определите тему урока.
|
Объясняют смысл пословицы. Сказка Ложь, да в ней - Намек, кто познает - тем Урок. "Ложью" называется неполная, поверхностная Правда. Сказка - это Ложь, но только для Мира Явного Сказка - это все-таки Быль, но для определенного Мира, для определенной Реальности. Урок - то, что необходимо усвоить. -Мы узнаем, чему учит сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», какова народная мудрость этой сказки. -Тема урока: «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
|
Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу Регулятивные: - принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
3. Актуализация знаний
|
Воспроизведе- ние опорных знаний |
5 мин |
Прослушайте инсценированную сказку.
- Однако интересно, какой именно цветок стал прототипом “аленького цветка”? В наше время цветоводы спорят, что это за цветок небывалой красоты и мощи? Для мака слишком обыденно, хоть по цвету очень подходит.
- Какой цветок называется «аленьким»? - Какое животное было в сказке Чудищем? - В чем мы видим народную мудрость этой сказки? |
Дети инсценируют сказку «Аленький цветочек», в которой принимают участие: купец, три дочери и автор.
Жил в стольном городе купец - А третья дочка так сказала: |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других. Регулятивные - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
|
4.Обобщение и систематизация знаний. Ролевая игра – путешествие |
Решение учебных задач. Использование нового материаласовместно с ранее изученным в условиях ролевой игры –путешествия |
15 мин |
-Сейчас: Ролевая игра –путешествие по Мирам: -1-я группа путешествует по Миру сказок, 2-я группа путешествует по Миру цветов, 3-я группа путешествует по Миру необычных животных. (Приложение 2) - Каждой группе задано задание. Оно лежит в конверте. Прочитайте задание, распределите роли: кто, что будет выполнять и выполните. -Корреспонденты каждой группы представят решение и выводы путешествия по Мирам. Поместят их на общий Маршрутный лист. |
Дети делятся на 3 группы для ролевой игры-путешествия по Мирам. Они выполняют задания, изучая дополнительную литературу, интернет, словари, энциклопедии, сказки (Приложение 4). Изучат материалы для погружения (Приложение 1,2,3). Распределяют и выполняют задания в группах (где есть капитан, магистр, эколог, цветовод, биолог, консультант, корреспондент).
|
Коммуникативные: -умение слушать и слышать друг друга; - высказывать свои мысли. Регулятивные: - нацеливание на успешную работу. - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Личностные: - выражать положительное отношение к одноклассникам. Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
|
5.Динамическая пауза |
Соблюдение санитарно-гигиенических норм |
1 мин |
-Проведем динамическую паузу. Учитель включает музыку. |
Дети делают физкультминутку |
Личностные: Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища. |
6.Применение знаний и умений. |
Подведение итогов ролевой игры-путешествия |
15 мин |
- Заканчивается наше путешествие по Мирам, подведем итоги путешествия и сделаем выводы. Каждой группе отводится 5 мин на выступление |
Отчет 1 группы : В чем мы видим народную мудрость этой сказки? - Сказки народные и литературные кончаются счастливо, и выдумка избавления от бед так увлекательна, что хочется верить в чудеса. Сказки не обманывают, а очаровывают и дарят мечту, надежду, окрыляют. Вывод: Сказка - Ложь, но в ней всегда присутствует Намек на тот Урок, который каждому из людей предстоит познать в течение своей Жизни. Народная мудрость сказки: Любовь способна творить чудеса. Отчет 2 группы: Какой цветок называется «аленьким»? В значении "красивый" порой используют и слово "алый". Это может быть любой красивый цветок. Самый красивый, самый прекрасный цветок в мире, краше его во всём свете нет. В.И. Даль записал народную пословицу: «Алый цвет мил на весь свет». Все об аленьком цветочке знают, но никто из современных людей его не видел. ( Приложение 1) Чтение понравившихся стихов о цветах (Приложение 2). Отчет 3 группы: Какое животное было в сказке Чудищем? Чудище морское, Зверь лесной – это сын славного короля. В малолетнем возрасте его украла злая колдунья и колдовством своим обратила в чудище страшное. Она наложила заклятие такое, чтобы жить ему в таковом виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, для всякой твари Божией, пока найдется красная девица, какого бы роду и званья не была она, и полюбит его в образе Страшилища, и захочет стать его законной женой. И тогда колдовство все кончится.
Презентация необыкновенных животных (Приложение 3). |
Познавательные: - развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения Коммуникативные: - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные: - оценивать результаты своей работы. Личностные: -знание основных моральных норм (взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству)
|
7. Рефлексия. |
Подведение итогов урока |
4мин |
Какой урок извлекаем мы из сказки, написанной автором? - Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, приобретенные на этом уроке? -Оцените свою работу на уроке. Поднимите Смайлики.
|
-Самоотверженная любовь, верность и преданность способны победить зло. - Думаем, пригодятся. Будем делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты. «А, иначе, зачем на земле этой вечной живём?» |
Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме, - понимать на слух ответы обучающихся Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки. |
Приложение 1 Тексты для изучения
Что такое сказка?
Сказки — прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны-лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необычайной щедростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.
В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия,
Ученые по-разному толковали сказку. Одни из них с безусловной очевидностью стремились охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, а другие желали понять, как в фантазии сказок преломилось отношение народных рассказчиков к окружающей действительности. Считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие ее виды — несказочную прозу? Как понимать фантастический вымысел, без которого не обходится ни одна из сказок? Вот проблемы, которые издавна волновали
Без фантастики немыслима ни одна сказка. Такое понимание близко нашим обиходным понятиям о сказке. Мы и сегодня, желая указать на несоответствие какой-нибудь речи истине, говорим, что она — сказка.
Афанасьев сделал следующий вывод: «Нет, сказка не пустая складка, в ней, как и вообще во всех созданиях целого народа, не могло быть и в самом деле нет ни нарочно сочиненной лжи, ни намеренного уклонения от действительного мира». Афанасьев был прав, хотя и исходил из особого, мифологического понимания генезиса сказки.
Народной сказке свойственны все особенности фольклора. Сказочник зависит от традиций, в форме которых коллективная художественная работа других сказочников доходит до него. Традиции как бы диктуют сказочнику содержание и форму его творения, основные поэтические приемы, особый выработанный и развитый на протяжении веков сказочный стиль. Эти традиции властно вмешиваются в творческий процесс народного мастера-сказочника. Устные сказки, записанные от сказителей, — творения многих поколений людей, а не только этих отдельных мастеров.
Сказка, ее образы, сюжеты, поэтика — это исторически сложившееся явление фольклора со всеми чертами, присущими массовому коллективному народному творчеству.
Основные принципы сказок
Сказка имеет свои разновидности. Существуют сказки о животных, волшебные, новеллистические. У каждой жанровой разновидности сказки есть свои особенности, но и специфические черты, отличающие одну разновидность сказок от другой, сложились в результате творчества народных масс, их многовековой художественной практики.
Сказке как жанру фольклора свойственны черты искусства, традиционно сообща творимого народом. Это есть то общее, что объединяет сказку с любым видом фольклора.
Сказки убеждают нас в том, что в них преобладает стремление сказочников изложить задуманную мысль.
В волшебных сказках создан целый мир фантастических предметов, вещей и явлений. В медном, серебряном и золотом царствах, разумеется, свои законы и порядки, не похожие на известные нам. Здесь все необычно. Недаром волшебные сказки предупреждают слушателя уже в самом начале словами о неведомом тридевятом царстве и незнаемом тридесятом государстве, в котором произойдут «неправдошние» события и будет поведана затейливая и занятная история удачливого героя.
Сказка пробуждала и воспитывала лучшие качества в людях.
Сказка ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Сказки — своеобразный идейно-эстетический и этический кодекс народа, здесь воплощены нравственные и эстетические понятия и представления трудового народа, его чаяния и ожидания. В сказочной фантастике отражаются черты народа, ее создавшего.
Сказка вышла из народного быта: в ней говорится о сватовстве, она смеется над спесью и т. д. В ней передано много верных реальности истин.
Каждая сказка несет в себе обобщенную мысль. Каким бы множеством правильных наблюдений над повадками зверей и птиц ни были наполнены сказки, они всегда говорят об общем. Условность вымысла и здесь соответствует широте художественных обобщении.
Общий иронический замысел сказки иногда сопровождается ритмизацией повествования. Таковы «Ерш Ершевич», «Курочка ряба», «Колобок», сказка «Бобовое зернышко» о том, как петух подавился зерном, сказка «Нет козы с орехами». Иронический стиль таких сказок выражается в нарочито подчеркнутых рифмовках и созвучиях слов по ходу рассказа. Простые рифмы звучат насмешливо и комически: «В старые годы, в старопрежние, в красну весну, в теплые лета сделалась такая соморота, в мире тягота: стали появляться комары да мошки, людей кусать, горячую кровь пропускать» («Мизгирь»).
В большинстве сказок используется богатство образности, скрытое в разговорной речи. Ведь сказка — это прежде всего проза. В сказках встречаются и стилевые ритмические клише: зачины вроде «жил-был», концовки типа «стали жить-поживать и добра наживать», типичные формулы с характерными инверсиями: «Прибежала лиса и говорит»; «Вот идет лиса и говорит мужику» и т. д. Правда, эти свойства сказочного стиля в природе повествовательной речи.
Речь точно передает душевное и психологическое состояние говорящего.
Слово в сказке полностью передает устно-исполнительскую игру.
Образ раскрывается целиком лишь во всем словесном тексте и, только исходя из него всего, можно понять устно-исполнительскую игру сказочника-актера. Игра и слово в сказке связаны столь прочно, что рассматривать их как взаимно дополняющие начала можно, лишь признавая при этом определяющую роль словесного текста, в котором заключается все богатство сказочного повествования.
Значение сказок в жизни человека
Большое количество образов волшебной сказки сложилось в глубокой древности, в ту самую эпоху, когда возникали первые представления и понятия человека о мире. Разумеется, это не означает, что всякий волшебный вымысел берет свое начало из глубины веков. Многие образы волшебной сказки сложились в относительно недалеком прошлом. В каждую новую эпоху волшебная сказка располагала определенным фантастическим материалом, который поколения передавали от старых людей, храня и развивая прежние устно-поэтические традиции.
Русским народом создано около ста пятидесяти оригинальных волшебных сказок, но еще нет их строгой классификации.
Волшебные сказки — конкретные художественные произведения народного искусства. В каждой из них есть своя идея, которая ясно выражена во всех вариантах одного и того же сказочного сюжета.
Сказки как отдельные явления искусства можно сравнивать лишь по существенным историко-фольклорным, идейно-образным признакам.
Народ понимал, что не чудесами добиваются справедливости, что необходимо реальное действие, но вот вопрос — какое? Сказки не дают ответа на этот вопрос. Сказочники волшебным повествованием хотели поддержать само стремление народа к справедливости. Благополучный исход сказок несомненно носит утопический характер. Он свидетельствовал о том времени, когда народ мучительно искал выхода из трагических социальных условий.
В волшебной сказке утвердились и свои поэтические формы, определенная композиция, стиль. Эстетика прекрасного и пафос социальной правды обусловили стилистический характер волшебной сказки.
В волшебной сказке нет развивающихся характеров. В ней воспроизводятся прежде всего действия героев и только через них — характеры. Поражает статичность изображаемых характеров: трус всегда трус, храбрец всюду храбр, коварная жена постоянна в коварных замыслах. Герой появляется в сказке с определенными добродетелями. Таким он остается до конца повествования.
Русская красота и нарядность отличают язык волшебной сказки. Это не полутона, это глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. В сказке идет речь о темной ночи, о белом свете, о красном солнышке, о синем море, о белых лебедях, о черном вороне, о зеленых лугах. Вещи в сказках пахнут, имеют вкус, яркий цвет, отчетливые формы, известен материал, из которого они сделаны. Доспехи на герое словно жар горят, вынул, говорится в сказке, он свой острый меч, натянул тугой лук.
Волшебная сказка — образец национального русского искусства. Она уходит своими глубочайшими корнями в психику, в восприятие, культуру и язык народа.
Фантастика сказок создана коллективными творческими усилиями народа. Как в зеркале, в ней отразились жизнь народа, его характер. Через сказку перед нами раскрывается его тысячелетняя история.
Сказочная фантастика имела реальное основание. Всякое изменение в жизни народа неизбежно приводило к изменению содержания фантастических образов и их форм. Однажды возникнув, сказочный вымысел развивался в связи со всей совокупностью существующих народных представлений и понятий, подвергаясь новой переработке. Генезис и изменения на протяжении веков объясняют особенности и свойства вымысла в народной сказке.
Складывавшаяся веками в тесной связи с бытом и всей жизнью народа, сказочная фантастика самобытна, и неповторима. Эта самобытность и неповторимость объясняются качествами народа, которому принадлежит вымысел, обстоятельствами происхождения и той ролью, какую играет сказка в народной жизни.
Так что же такое сказка?
Сказки — это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности. Они не повторяются больше ни в каком другом жанре фольклора.
Отличие сказочного вымысла от вымысла, который встречается в других фольклорных произведениях, — изначальное, генетическое. Отличие выражается в особой функции и в мере использования вымысла.
Своеобразие вымысла у сказок любого типа коренится в их особенном содержании.
Обусловленность художественных форм жизненным содержанием — главное для понимания любого поэтического жанра. Своеобразие сказки невозможно уловить, если обращать внимание только на формальные ее свойства.
Попытавшись понять и изучить сказочный фольклор я убедилась в том, что народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представала в сказке как сложная система связей и отношений. Воспроизведение реальности сочетается в сказке с мыслью ее творцов. Мир в действительности всегда покорен воле и фантазии сказочника, и именно это волевое, активное начало всего привлекательнее в сказке. И теперь, в век, переступивший порог самых смелых мечтаний, древняя тысячелетняя сказка не потеряла своей власти над людьми. Душа человека, как и прежде, в прошлом, открыта для поэтических очарований. Чем поразительнее технические открытия, тем сильнее чувства, утверждающие людей в ощущении величия жизни, бесконечности ее вечной красоты. В сопровождении вереницы сказочных героев вступит человек в грядущие столетия. И тогда люди будут восхищаться искусством сказок о лисе и волке, медведе и зайце, колобке, гусях-лебедях, Кощее, огнедышащих змеях, Иванушке-дурачке, плутоватом солдате и о многих других героях, которые стали вечными спутниками народа.